Навигация

Блоги

Рецепты блюд

← Вернуться к разделу «Выходные и праздники»

Возрождение к новой жизни. Пасхальные традиции Европы. Часть I

Миллион Меню 22 апреля 2008
0
Добавить в любимое...
Как яйцо стало христианским символом Многие традиции, связанные с Пасхой, имеют дохристианское происхождение. Иначе говоря, церковь, будучи не в силах уничтожить остатки языческих верований в народном сознании, была вынуждена принять их. Придав им, разумеется, новый смысл. Однако утверждать, что с языческими верованиями связана большая часть пасхальных традиций, было бы неправильно. Средневековая народная и церковная традиции породили множество новых обычаев, в том числе и весьма забавных.
Начнем, пожалуй, с самого главного пасхального символа — яйца.
Наверное, наших индоевропейских предков чрезвычайно удивлял процесс появления живого существа из, казалось бы, совершенно мертвого объекта (каким им представлялось яйцо). И объект этот превратился в символ плодородия и весны, основы новой жизни (кстати, пасхальный кролик, который складывает яйца в гнезда — также персонаж сугубо языческого происхождения, как и яйцо символизировавший плодородие).
Еще в Древней Персии люди дарили друг другу яйца в дни весеннего равноденствия, на которое приходилось начало нового года.
С возникновением христианства символизм яйца получил новую религиозную интерпретацию. Теперь в нем видели камень, закрывавший вход в гробницу Христа. Кроме того, яйцо относилось и относится к запрещенным во время Великого Поста продуктам, поэтому его превращение в символ Пасхи вполне логично.
Обычай красить яйца на Пасху и обмениваться ими прижился среди народов Северной Европы и христианской Азии вскоре после принятия новой веры. В странах Южной Европы и, следовательно, в Латинской Америке эта традиция не получила распространения.
В средние века было принято одаривать пасхальными яйцами домашних и прислугу. Так, король Англии Эдуард I Плантагенет (1239–1307) приказывал перед Пасхой варить и раскрашивать золотом (или заворачивать в тонкие золотые листы) около 450 яиц, которые затем вручались членам королевского двора.
Пасхальные яйца были обязательным подаркам для детей (в некоторых странах дети получают пасхальные яйца от крестных родителей). Поэтому в народной поэзии Германии, Австрии, Франции и Великобритании существует множество стишков, в которых дети требуют отдать подарок (эта традиция жива и сегодня). Что-то вроде шутливого шантажа: начинаются такие песенки пожеланием здоровья, благополучия и т.п., а затем идет требование подарить яйцо, иначе на дарителя обрушаться какие-нибудь беды (например, перемрут цыплята).
Вообще европейской традиции известно много детских пасхальных игр, в которых фигурируют яйца (крашеные или простые).
Одна из самых, пожалуй, известных — катание яиц (в Великобритании «egg-pacing») с проверкой на прочность их скорлупы. Выигрывает тот, у кого концу игры яйцо останется целым.
В Германии существует традиция искать яйца, спрятанные пасхальным кроликом: кто найдет больше. А в некоторых областях Ирландии за две недели до Пасхи, в Пальмовой Воскресенье, дети делают из камешков маленькие гнезда, куда затем всю Страстную неделю прячут собранные гусиные и утиные яйца. В Пасхальное воскресенье яйца съедают все вместе.
Взрослые на Пасху также обмениваются яйцами, причем традиции, сопровождающие дарение в разных странах свои. Так, в Ирландии их количество «регулировалось» старой поговоркой: «Одно яйцо — настоящему землевладельцу, два яйца — землевладельцу, три яйца — бедняку, четыре яйца — бродяге» («One egg for the true gentleman; two eggs for the gentleman; three eggs for the churl; four eggs for the lowest churl»)
Пасхальный гандбол
Языческие традиции проглядывают и в других средневековых народных традициях. Так, во Франции, Великобритании и Германии была распространена пасхальная игра в мяч, предположительно символизировавший Солнце. По древним верованиям, пасхальным утром оно «выпрыгивало» на небо. Причем перекидывать друг другу мячик должны были не только люди светские, но и епископы, священники и монахи. Надо думать, после строгих ограничений Великого Поста они были только рады возможности повеселиться в течение всей Пасхальной недели, тем более что при этом можно было даже потанцевать. Такие игры назывались «libertas Decembrica», поскольку ранее в аристократической среде бытовала традиция в декабре играть в мяч с прислугой.
Во многих сельских общинах Германии до сих пор сохранился обычай пасхального обхода поля (österlicher Feldumgang). В воскресенье и понедельник вся семья обходит озимые посевы ржи и пшеницы, оставляя на углах поля пальмовые ветви и скорлупу пасхальных яиц.
Противостояние полов
Своеобразные традиции (также, скорее всего, языческого происхождения) сложились по поводу отношений в Пасхальную неделю между женщинами и мужчинами. Ом страны к стране содержание их изменялось, однако суть оставалась прежней: Пасхальный Понедельник — женский день, Вторник — мужской.
Например, в Великобритании в понедельник женщины имели право бить своих мужей. А на следующий день они менялись местами.
Похожая традиция бытовала и в Германии. В немецком Ноймарке (Neumark) в первый день Пасхи слуги могли хлестать прутьями служанок. А в понедельник уже служанки брались за хворостины.
Традиции западных славян на этом фоне выглядят более безобидными. У них на пасхальной неделе проходили массовые молодежные обливания. Точно также понедельник был мужским днем (причем парень старался облить именно понравившуюся ему девушку, получая в ответ при согласии крашеные яйца или другие подарки), вторник — женским. Интересно, что для девушки остаться сухой было постыдно: не обливали тех, чье поведение осуждали.
В северных областях Англии мужчины толпой выходили на улицы и, встретив женщину, три раза поднимали ее над землей. В качестве «отступных» за такое поведение они получали поцелуй или серебряный шестипенсовик. На следующий день уже женщины могли сделать то же самое. Можно, однако, предположить, что им воспользоваться своим правом было сложнее, чем мужчинам.
Разжечь огонь

Древний обычай пасхального огня, бытовавший ранее по всей Европе, также вовсе не христианского происхождения. Он заключался в том, что на вершине пасхальной горы от нового огня, добытого с помощью трения, разжигался Пасхальный костер, в дохристианские времена символизировавший победу весны над зимой. Церковь, издавшая ряд эдиктов, запрещавших святотатства, преуспела далеко не во всех областях Европы. И опять предпочла включить бывшее языческое действо в список пасхальных церемоний. Теперь огонь стал символизировать воскрешение Христа. Если в некоторых областях Европы ранее в огонь бросали фигурки, символизировавшие зиму, то с момента христианизации обычая сжигать стали предателя Иуду (например, Тироле, Богемии, на территориях, прилегающих к Рейну).

Продолжение статьи:

Возрождение к новой жизни. Пасхальные традиции Европы. Часть IIО существующих и забытых традициях, рожденных в церковной и народной среде в средние века.
Читать далее»
← Вернуться к разделу «Выходные и праздники»

Читайте также

Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями. Мы будем Вам очень признательны.
  • Оценить
  • Поделиться
  • Получить код
  • Ошибка!
  • Печать
Пожалуйста, оцените статью
1.79
голосов: 2
Уже поделились: 4
Комментарии к статье отсутствуют
Домохозяйка
21.11.2024 в 20:20
Домохозяйка, пожалуйста, оставьте свой комментарий...

Добавьте Миллион Меню
в избранное
Мы Вам еще пригодимся!