← Вернуться к разделу «Обо всем»
Александр Куприн
← Вернуться к разделу «Обо всем»
Гоголь-моголь. Рецепты приготовления гоголя-моголя
Гоголь-моголь (гогель-могель) — взбитый на льду напиток, основные компоненты которого —молоко, яйца, сахар (или только яичный желток с сахаром ), ром или бренди и тертый мускатный орех. Существует множество вариаций этого напитка, с добавлением вина, ванилина, мёда, фруктовых и ягодных соков. Часто используется как лечебное средство при простудных заболеваниях и потере голоса.
Для детей делается на воде (без рома) с сахаром и служит в таком виде детским домашним сладким блюдом.
Словарь Макса Фасмера приводит несколько версий происхождения названия напитка: от английского hug-mug , hugger-mugger , от польского kogel-mogel , от немецкого Kuddelmuddel (мешанина).
Изобретение коктейля одна из легенд приписывает немецкому кондитеру Манфреду Кёкенбауэру.
Другая легенда гласит о канторе из Могилёва по фамилии Гогель, потерявшем голос. Чтобы вылечить горло, он придумал такой рецепт. В другой версии этой же легенды присутствует графиня Бронислава Потоцкая, которая несколько модернизировала рецепт, заменив хлеб на мёд, и переименовала его из «гогель-моголь» в «гоголь-моголь».
Из кулинарного словаря Вильяма Васильевича Похлебкина:
ГОГЕЛЬ-МОГЕЛЬ (иногда ошибочно пишут и говорят "гоголь-моголь"). Взбитые яичные желтки, растертые с сахаром и смешанные с чайной ложкой рома или коньяка, слегка разведенного водой, а затем вновь взбитые на льду. Чаще всего делается без рома, на одной воде с сахаром и служит в таком виде детским домашним сладким блюдом.
Для детей делается на воде (без рома) с сахаром и служит в таком виде детским домашним сладким блюдом.
Словарь Макса Фасмера приводит несколько версий происхождения названия напитка: от английского hug-mug , hugger-mugger , от польского kogel-mogel , от немецкого Kuddelmuddel (мешанина).
Изобретение коктейля одна из легенд приписывает немецкому кондитеру Манфреду Кёкенбауэру.
Другая легенда гласит о канторе из Могилёва по фамилии Гогель, потерявшем голос. Чтобы вылечить горло, он придумал такой рецепт. В другой версии этой же легенды присутствует графиня Бронислава Потоцкая, которая несколько модернизировала рецепт, заменив хлеб на мёд, и переименовала его из «гогель-моголь» в «гоголь-моголь».
Из кулинарного словаря Вильяма Васильевича Похлебкина:
ГОГЕЛЬ-МОГЕЛЬ (иногда ошибочно пишут и говорят "гоголь-моголь"). Взбитые яичные желтки, растертые с сахаром и смешанные с чайной ложкой рома или коньяка, слегка разведенного водой, а затем вновь взбитые на льду. Чаще всего делается без рома, на одной воде с сахаром и служит в таком виде детским домашним сладким блюдом.
Гоголь-моголь N1
Слегка взбить 1 яйцо, добавить 1 ст. ложку вина, немного соли; все это тщательно перемешать, влить 3/4 стакана молока и процедить.
Вместо вина можно добавить немного тертого мускатного ореха.
Вместо вина можно добавить немного тертого мускатного ореха.
Гоголь-моголь N2
Взбить 1 яичный желток, добавить 1 ст. ложку сахара, немного соли, 2 ст. ложки вина и 2/3 стакана молока.
Все это перемешать, процедить и соединить со взбитым яичным белком.
Перед подачей на стол еще раз перемешать.
Все это перемешать, процедить и соединить со взбитым яичным белком.
Перед подачей на стол еще раз перемешать.
Гоголь-моголь N3
Смешать 1 яичный желток, 1 ст. ложку сахара, немного соли и ванилина, влить 3/4 стакана молока, снова перемешать и процедить.
Гоголь-моголь N4 - ФРУКТОВЫЙ ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ
Взбить 2 яичных желтка до образования густой массы лимонного цвета, добавить немного соли, 3 ст. ложки сахара и 1/2 стакана земляничного или вишневого сока.
Все это хорошо размешать, влить в 2 стакана холодного молока и 1/2 стакана холодной воды.
Подготовленную смесь слить в яичные белки, предварительно взбитые в крутую пену, разлить в бокалы и посыпать сверху натертым мускатным орехом или тертым шоколадом.
Все это хорошо размешать, влить в 2 стакана холодного молока и 1/2 стакана холодной воды.
Подготовленную смесь слить в яичные белки, предварительно взбитые в крутую пену, разлить в бокалы и посыпать сверху натертым мускатным орехом или тертым шоколадом.
Гоголь-моголь N5 - ФРУКТОВЫЙ ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ С КОНЬЯКОМ
Взбить 2 яичных желтка до образования густой массы лимонного цвета, добавить немного соли, 3 ст. ложки сахара, 1/2 стакана земляничного или вишневого сока.
Все это хорошо размешать, влить в 2 стакана холодного молока и 1/2 стакана холодной воды и 1/2 стакана коньяка.
Подготовленную смесь слить в яичные белки, предварительно взбитые в крутую пену, разлить в бокалы и посыпать сверху натертым шоколадом.
Все это хорошо размешать, влить в 2 стакана холодного молока и 1/2 стакана холодной воды и 1/2 стакана коньяка.
Подготовленную смесь слить в яичные белки, предварительно взбитые в крутую пену, разлить в бокалы и посыпать сверху натертым шоколадом.
Гоголь-моголь N6 - МЕДОВЫЙ ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ
1 яйцо, 2 стакана холодного молока, 6 ст. ложек меда, 2 ст. ложки лимонного или апельсинового сока смешать и взбивать до получения однородной массы.
Подать к столу в очень холодном виде.
Если желательно получить сладкий гоголь-моголь, то белки вместе с сахаром надо взбить до густоты и влить в смесь с желтком или положить в стакан сверху.
Подать к столу в очень холодном виде.
Если желательно получить сладкий гоголь-моголь, то белки вместе с сахаром надо взбить до густоты и влить в смесь с желтком или положить в стакан сверху.
Гоголь-моголь N7 - МЕДОВЫЙ ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ С ВОДКОЙ
1 яйцо, 1 стакан холодного молока, 1 стакан водки, 6 ст. ложек меда, 2 ст. ложки лимонного или апельсинового сока смешать и взбивать до получения однородной массы.
Подать к столу в очень холодном виде.
Сверху можно посыпать тертым мускатным орехом.
Подать к столу в очень холодном виде.
Сверху можно посыпать тертым мускатным орехом.
Для любознательных:
Более подробная история появление этого коктейля на свет
Название его происходит от нижненемецкого выражения Kuddel-muddel . Считается, что гоголь-моголь придумал кондитер Манфред Кёкенбауэр во время экспериментов по консервированию сладостей, а патент на его массовое производство приобрел один известный пищевой концерн за полтора миллиона марок.
Но уйдя в глубь истории...
Более ста лет тому назад в Могилёве жил кантор, еврейский дьякон. Приключилась с этим кантором страшная беда – его уволили из синагоги, потому что сел голос. Отец многодетного семейства как настоящий потомок рода Моисеева маялся, но не сдавался. Чего только не испробовал, чтобы восстановить голос. И вот удача: Гогель (именно так звали служителя культа) изобрёл свой рецепт. «Взять сырую яичку, кокнуть в кружку, покрошить чернухи (то есть чёрного хлеба), посолить и взболтать». Он принимал лекарство понемногу, маленькой ложечкой. А поскольку Гогель из Могиля (так его называли) был человеком небогатым, то оно служило ему также и сытным завтраком.
В это время у бедного дьякона появилась знатная кулинарная соперница из Большой Своротви – юная графиня Потоцкая. Тонкая-звонкая и вздорная пани Бронислава любила удивить именитых гостей исполнением нового романса, но голос частенько предательски срывался. Прослышав о чудодейственном блюде, она тут же приказала его приготовить. Однако добавила: «Зачем тут хлеб? От него только полнеют! И соль ни к чему. Положите пол-ложечки мёда и мешайте подольше. И почему оно «гогель»? Всех гусаков в округе называют «гоголь». Вот пусть и будет «Гоголь-моголь». Это мой бальзам!»
Вскоре рецепт пани Брони распространился по всей Польше, Белоруссии, Украине. Традиционно его принимали по утрам. Особенно он полюбился детям.
А что же наш еврейский изобретатель? Сдался? Ничего подобного. Узнав о коварстве знатной дамы, он нашёл что сказать. «Гоголь-моголь»? Что это за блюдо? Моё называется «Моголь-гоголь». Запомните!»
Варьируя соотношения ингредиентов и делая различные добавки, можно по вкусу и настроению создавать неисчислимое множество вариантов этого простого в приготовлении, вкусного и полезного яичного коктейля.
Еще некоторые рецепты
Самый простой рецепт
Взбить пару свежих яичных желтков с сахаром и принимать натощак по утрам по две чайные ложки.
Медовый гоголь-моголь
Очень хорошо помогает, если болит горло (конечно, при отсутствии аллергии на мед и цитрусовые).
Взбиваем желток, добавляем два стакана горячего молока и шесть ложек меда, затем две столовые ложки апельсинового или лимонного сока, все это немного подогреваем до теплоты и добавляем белок, взбитый с сахаром в крутую пену; принимать натощак.
Детский гоголь-моголь
Его готовил Айболит в сказке Чуковского, и ни один малыш не откажется от этого лакомства.
А уж если осипло горло или подкралась ангина, то этот напиток станет просто палочкой-выручалочкой для тех детишек, которые весьма разумно не любят лекарств.
Только, пожалуйста, предлагая его ребенку, учитывайте, нет ли у вашего малыша аллергии на яичный желток. Если нет, то смело давайте ему это лакомство: кроме лечебного эффекта, коктейль поднимет малышу настроение, а если вы к тому же предложите ему печенье и добрую сказку на ночь, то болезнь и вовсе убежит без оглядки.
Для приготовления разотрите желток с сахаром, добавьте размягченное при комнатной температуре сливочное масло и немного какао, хорошо взбейте полученную массу миксером до пышности. Для вкуса можно добавить 2-4 капли (не больше) хорошего коньяка.
Фруктовый гоголь-моголь
Готовится с добавлением фруктового сока (вишневого, яблочного, гранатового, смородинового, апельсинового, абрикосового).
Миксером взбиваем два желтка, добавляем щепотку соли, три столовые ложки сахара и полстакана сока. Продолжая размешивать, постепенно добавляем два стакана холодного молока и полстакана ледяной воды, затем добавляем взбитый в крутую пены белок и посыпаем тертым шоколадом с небольшой добавкой тертого мускатного ореха.
Получается коктейль, который можно пить через соломинку.
Гоголь-моголь «по-польски»
Готовят с добавлением земляники или малины и с несколькими каплями лимонного сока (все количества по вкусу).
Предварительно желтки стереть с сахаром добела, а белки взбить в пышную пену.
По-польски название этого коктейля звучит как «kogel-mogel».
Кофейный гоголь-моголь
Готовят из расчета одно яйцо на четыре кофейные чашечки.
Белок взбиваем миксером, а желток растираем с сахаром.
На дно чашки наливаем теплое молоко, а затем только что сваренный молотый кофе, сверху добавляем немного желтка, а затем, в центр, белок.
Пить этот напиток из чашки нужно не перемешивая.
Алкогольный гоголь-моголь
Такой подают в барах, и больше он рассчитан на женскую часть посетителей, так как он получается слишком сладким. Хотя мужчинам-сладкоежкам он тоже понравится.
Для приготовления смешивают желток, сливки, сахарный сироп, лед с ромом (вином, коньяком, бренди, виски), затем отфильтровывают и подают в высоком бокале, посыпав тертым мускатным орехом.
Гоголь-моголь «по-голландски»
Называется «Адвокат», и готовят его с добавлением коньяка следующим образом.
Сначала желток взбивают с солью и сахаром до образования густой смеси лимонного цвета, затем добавляют коньяк и ставят эту массу на водяную баню.
Коктейль готовят на медленном огне, осторожно помешивая, главное – не перегреть, напиток должен быть теплым, а не горячим.
После снятия с водяной бани необходимо добавить ваниль, а затем сделать «шапочку» из взбитых сливок.
Таким образом, коктейль превращается в десерт, который не пьют, а едят ложечкой.
Более подробная история появление этого коктейля на свет
Название его происходит от нижненемецкого выражения Kuddel-muddel . Считается, что гоголь-моголь придумал кондитер Манфред Кёкенбауэр во время экспериментов по консервированию сладостей, а патент на его массовое производство приобрел один известный пищевой концерн за полтора миллиона марок.
Но уйдя в глубь истории...
Более ста лет тому назад в Могилёве жил кантор, еврейский дьякон. Приключилась с этим кантором страшная беда – его уволили из синагоги, потому что сел голос. Отец многодетного семейства как настоящий потомок рода Моисеева маялся, но не сдавался. Чего только не испробовал, чтобы восстановить голос. И вот удача: Гогель (именно так звали служителя культа) изобрёл свой рецепт. «Взять сырую яичку, кокнуть в кружку, покрошить чернухи (то есть чёрного хлеба), посолить и взболтать». Он принимал лекарство понемногу, маленькой ложечкой. А поскольку Гогель из Могиля (так его называли) был человеком небогатым, то оно служило ему также и сытным завтраком.
В это время у бедного дьякона появилась знатная кулинарная соперница из Большой Своротви – юная графиня Потоцкая. Тонкая-звонкая и вздорная пани Бронислава любила удивить именитых гостей исполнением нового романса, но голос частенько предательски срывался. Прослышав о чудодейственном блюде, она тут же приказала его приготовить. Однако добавила: «Зачем тут хлеб? От него только полнеют! И соль ни к чему. Положите пол-ложечки мёда и мешайте подольше. И почему оно «гогель»? Всех гусаков в округе называют «гоголь». Вот пусть и будет «Гоголь-моголь». Это мой бальзам!»
Вскоре рецепт пани Брони распространился по всей Польше, Белоруссии, Украине. Традиционно его принимали по утрам. Особенно он полюбился детям.
А что же наш еврейский изобретатель? Сдался? Ничего подобного. Узнав о коварстве знатной дамы, он нашёл что сказать. «Гоголь-моголь»? Что это за блюдо? Моё называется «Моголь-гоголь». Запомните!»
Варьируя соотношения ингредиентов и делая различные добавки, можно по вкусу и настроению создавать неисчислимое множество вариантов этого простого в приготовлении, вкусного и полезного яичного коктейля.
Еще некоторые рецепты
Самый простой рецепт
Взбить пару свежих яичных желтков с сахаром и принимать натощак по утрам по две чайные ложки.
Медовый гоголь-моголь
Очень хорошо помогает, если болит горло (конечно, при отсутствии аллергии на мед и цитрусовые).
Взбиваем желток, добавляем два стакана горячего молока и шесть ложек меда, затем две столовые ложки апельсинового или лимонного сока, все это немного подогреваем до теплоты и добавляем белок, взбитый с сахаром в крутую пену; принимать натощак.
Детский гоголь-моголь
Его готовил Айболит в сказке Чуковского, и ни один малыш не откажется от этого лакомства.
А уж если осипло горло или подкралась ангина, то этот напиток станет просто палочкой-выручалочкой для тех детишек, которые весьма разумно не любят лекарств.
Только, пожалуйста, предлагая его ребенку, учитывайте, нет ли у вашего малыша аллергии на яичный желток. Если нет, то смело давайте ему это лакомство: кроме лечебного эффекта, коктейль поднимет малышу настроение, а если вы к тому же предложите ему печенье и добрую сказку на ночь, то болезнь и вовсе убежит без оглядки.
Для приготовления разотрите желток с сахаром, добавьте размягченное при комнатной температуре сливочное масло и немного какао, хорошо взбейте полученную массу миксером до пышности. Для вкуса можно добавить 2-4 капли (не больше) хорошего коньяка.
Фруктовый гоголь-моголь
Готовится с добавлением фруктового сока (вишневого, яблочного, гранатового, смородинового, апельсинового, абрикосового).
Миксером взбиваем два желтка, добавляем щепотку соли, три столовые ложки сахара и полстакана сока. Продолжая размешивать, постепенно добавляем два стакана холодного молока и полстакана ледяной воды, затем добавляем взбитый в крутую пены белок и посыпаем тертым шоколадом с небольшой добавкой тертого мускатного ореха.
Получается коктейль, который можно пить через соломинку.
Гоголь-моголь «по-польски»
Готовят с добавлением земляники или малины и с несколькими каплями лимонного сока (все количества по вкусу).
Предварительно желтки стереть с сахаром добела, а белки взбить в пышную пену.
По-польски название этого коктейля звучит как «kogel-mogel».
Кофейный гоголь-моголь
Готовят из расчета одно яйцо на четыре кофейные чашечки.
Белок взбиваем миксером, а желток растираем с сахаром.
На дно чашки наливаем теплое молоко, а затем только что сваренный молотый кофе, сверху добавляем немного желтка, а затем, в центр, белок.
Пить этот напиток из чашки нужно не перемешивая.
Алкогольный гоголь-моголь
Такой подают в барах, и больше он рассчитан на женскую часть посетителей, так как он получается слишком сладким. Хотя мужчинам-сладкоежкам он тоже понравится.
Для приготовления смешивают желток, сливки, сахарный сироп, лед с ромом (вином, коньяком, бренди, виски), затем отфильтровывают и подают в высоком бокале, посыпав тертым мускатным орехом.
Гоголь-моголь «по-голландски»
Называется «Адвокат», и готовят его с добавлением коньяка следующим образом.
Сначала желток взбивают с солью и сахаром до образования густой смеси лимонного цвета, затем добавляют коньяк и ставят эту массу на водяную баню.
Коктейль готовят на медленном огне, осторожно помешивая, главное – не перегреть, напиток должен быть теплым, а не горячим.
После снятия с водяной бани необходимо добавить ваниль, а затем сделать «шапочку» из взбитых сливок.
Таким образом, коктейль превращается в десерт, который не пьют, а едят ложечкой.
Александр Куприн
Гоголь-моголь
(1915 год)
– Ну, теперь, господа, как хотите, а я сегодня заслужил мою вечернюю папиросу. Пусть Николаша морщится и фыркает – этот мой вечный угнетатель, ворчливая нянька. Благодарю вас. Крепкие или слабые – это все равно.
Исподтишка, прикрыв глаза ладонью, через щелочку между пальцами, я наблюдал этого изумительного русского артиста Федора Шаляпина. Большой, мускулистый, крепкий, белотелый, с видом простого складного русского парня. Белоресницый. Русые волосы лежат крупными волнами. Глубоко вырезанные ноздри. Наружность сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претвориться в самый неожиданный сказочный образ.
Только час тому назад из театральной ложи я видел не его, а подлинного Иоанна Грозного, который под звон колоколов, при реве огромной толпы, въехал на площадь города Пскова, что перед собором. Под ним был старый белый рослый конь. И странен был вид легендарного тирана. Маленький, сухонький старичок, с козлиной бородкой, с узкоглазым подозрительным, изжеванным татарским лицом, в серой кольчуге, утомленный длинным походом, снедаемый сотнями хронических болезней, развратник, кровопийца, женолюб и женоненавистник, интриган, трус, умница, ханжа и безбожник.
Над собором в дымных пепельно-оранжевых облаках катилась луна. И я всем сердцем ощутил темный ужас, овладевший коленопреклоненными псковитянами, о которых Грозный потом упомянет со свойственным ему простодушным цинизмом и едким краткословием: "Имена же их ты, господи, веси".
"Каким чудом, – думал я, – может человек, обыкновенный смертный человек, достигнуть такой силы перевоплощения. И где граница между восторгом искусства и муками исканий? Вот сейчас я гляжу на него, и мне кажется, что он говорит почти механически, он улыбается, шутит, отвечает трем сразу, а всеми мыслями и до сих пор еще там, на сцене, где такими уродливыми кажутся вблизи прекрасные декорации, где слепит глаза свет рампы, играет взыскательный оркестр, поет непослушный хор, угрожает капельмейстерская палочка, шипит голос суфлера и шевелится черная бездна зрителей – то обожаемое и презираемое, милостивое и щедрое тысячеглавое животное, которому имя – публика.
И как должны быть сладки для творцов немногие минуты полного удовлетворенного отдыха после совершенного радостно-тяжелого подвига? Недаром же Пушкин, закончив монолог Пимена и поставив последнюю точку, взволнованно бегал взад и вперед по комнате, потирал руки и один в своей гениальной ребячливости хвалил сам себя: "Вот так Пушкин, вот молодец!"
Лениво-лениво рассказывает артист о первых своих успехах в La Scala в Милане. Оговаривается, что история эта давняя, почти всем известная история его дерзкой победы не только над избалованной и придирчивой миланской публикой, но и над соперниками, над хором, оркестром, клакой и газетами.
Но вот он оживился, забыл даже о давно желанной, выпрошенной папиросе, глаза его блестят юношеским задором, и опять перед нами новый человек. Ему двадцать пять лет, он полон здоровья, внутреннего пыла и кипения, беззаботный и проказливый, бродит он, подобно всем талантливым мятежным русским людям, по городам, рекам и дорогам своей великой несуразной родины, все видит, всему учится и точно разыскивает сам себя.
– Попал я тогда в один приволжский городишко. В хор. Понятно, в хоре не разойдешься. Да еще имея такой неблагодарный инструмент, как бас. Ни размеров своего голоса, ни его качеств я тогда еще не знал. Да и как их узнаешь, если тебе все время приходится служить фоном, рамкой или, скажем, основой ковра, на котором вышивает узоры сладкоголосый тенор или колоратурное сопрано?
А петь мне хотелось ужас как! До боли! Бывало, прислушиваюсь к Мефистофелю, или к Марселю, или к Мельнику и все думаю: нет, это не то, я бы сделал это не так, а вот этак... Но много романсов и арий я все-таки разучивал... так... для себя... для собственного удовольствия.
Потихоньку разучивал от товарищей-хористов. Потому что это народ чрезвычайно добродушный и хорошие товарищи, но большие охальники. Задразнить и высмеять человека им ничего не стоит. А народ все тертый, языкатый, меткий на словечко и на прозвище. Мистификаторы. Да и то сказать. Нелегкая их жизнь. Бедность... неудачливая карьера... а тут же рядом чей-нибудь громадный успех и часто совсем незаслуженный. И всегда гложет мысль – почему же не мне эти лавры? Где справедливость? Вот почему я и побаивался своих товарищей.
А меня как раз и ожидал в то время мой счастливый случай. Ходил, видите ли, к нам в театр один местный меценат, богатый человек, страстный любитель музыки. Старик. Конечно, дилетант, но с очень тонким слухом и со вкусом.
И я давно уже замечал, что он на репетициях и на спектаклях очень внимательно ко мне приглядывается и прислушивается. Даже стесняло меня это немножко. И вот однажды после репетиции сталкиваемся мы в коридоре и идем вместе. Он меня вдруг спрашивает:
"Послушайте, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступить на эстраде? Хотя бы так, для опыта? Ведь, наверно, у вас есть что-нибудь готовое, любимое?" Я ему, конечно, и признался в своих тайных стремлениях. И сердце у меня, помню, тогда екало, как никогда в жизни.
"Да вот чего же лучше? – говорит он мне. – Через две недели у нас будет большой благотворительный концерт в дворянском собрании. А я вас сегодня же поставлю на афишу. Фрака нет? Это пустяки. Правда, на такого верзилу трудновато будет найти... Но ничего... Это мы сделаем как-нибудь. Главное, не оробеете ли?"
– "Оробею, – говорю. – Знаю себя: голос сядет... Да на эстраде не знаешь, куда и руки девать... Боюсь, Сергей Васильевич, пустое мы затеваем... Я-то провалюсь, это ничего... Я вытерплю, а вот вам за меня стыдно будет... Как вы думаете?" – "Ладно, – отвечает, – мой риск, мой ответ. С богом! В холодную реку лезть надо не понемногу, а так... бух каштан в воду, и дело с концом. Я лично враг всяких подъемных мер и средств. Но вот вам мой совет. Попробуйте принять перед концертом гоголь-моголь".
С этим мы расстались. Я шел домой и думал: "Гоголь-моголь... хорошо ему говорить такие слова. Но что это за штука таинственная и из чего она делается?"
Промаялся я с этой загадкой чуть ли не до самого вечера. И чем ближе к концерту, тем все больше волнуюсь. Наконец решился зайти к товарищу, к Цепетовичу. Это был мрачный бас, тихий пьяница, и, вероятно, если бы судьба ему улыбнулась, он был бы хорош в ролях наемных убийц. А в тот вечер, когда я навестил его, уже висели на всех заборах и в лучших магазинах красные афиши с программой концерта.
Правда, мое имя было напечатано петитом, и за мной следовало: и др. Но, понимаете ли, как кружится голова, когда видишь впервые свое имя на афише, набранное печатными буквами.
И вот пришел я к Цепетовичу и сказал: "Да, брат. Видишь, тебя на концерты небось не приглашают, а меня пригласили... в самое дворянское собрание", – "Ну, так что ж? – ответил он спокойно и показал рукой на стол. – Это водка. Это котлеты. Это яблоки. Подкрепись, концертант... Дальше?"
– "Во фраке я буду. И с нотами в руках". – "Ну?" – "Не нукай. Не запряг. А когда ты добьешься такой чести? Так в хоре и сгниешь... Гоголь-моголь, между прочим, буду принимать". – "Ну, так что ж?" – "Вот и то-то ж". – "Гоголь-моголь? Это вещь серьезная и не дешевая". – "Понимаешь ли ты что-нибудь в гоголях-моголях? Куда тебе..."
И вдруг этот спокойный человек рассердился: "Я не понимаю? Дурак! Гоголь-моголь делается просто. Берется коньяк, сахар, лимон, яйца. И все. И вообще, пошел вон. Не отягощай меня своим глупым обществом" (у него была привычка выражаться в высоком стиле).
Я ушел. Я был ему бесконечно благодарен. Итак... Гоголь-моголь... Яйца... Лимон... Сахар... Коньяк... Черт возьми, как бы не спутаться...
У меня в то время были завалящие три рубля, о которых я как будто забыл, сам перед собою притворялся, берег на крайний случай. Купил я полбутылки коньяку за девяносто копеек [бутылки тогда были по 0,8 литра - Прим. Supercook ru]. Два лимона, фунт сахара. Пяток крутых печеных яиц. И все это добросовестно проглотил.
Но опьянел. Вы сами знаете, что я ненавижу пьяниц. Но тогда, с непривычки, был хмелен, что греха таить? И сказал сам себе: что будет, то будет.
Взбираюсь по лестнице. Мраморные ступени. Красная дорожка. Светло. Пахнет духами. Тропические растения. Сергей Васильевич встречает меня наверху: "Дорогой мой, не слишком ли вы? Разве можно! Зачем?" И тут же в огромном от пола до потолка зеркале я вижу высокого человека в черной, фрачной одежде, с чужого плеча, с белым вырезом на груди. Вижу бледное лицо и глаза, которые сияют так неестественно, так остро и возбужденно. Я или не я?
Как я дождался своего выхода – не помню. Помню только, что сидел в глубоком кресле и коленка о коленку у меня стучали. Наконец позвали меня. Вышел. Зала полнешенька. Фраки, мундиры, дамские светлые платья, веера, афиши, теплота, женские розовые плечи, блеск, прически, движение какое-то, шелест, мелькание, ропот...
Аккомпанировать мне должен был наш хормейстер. Очень строгий человек. А рояль врал на четверть тона. И сразу я как будто бы позабыл все мои разученные романсы.
Говорю Карлу Юльевичу:
– Держите: "Во Францию два гренадера..."
Он послушался. Удивился, но послушался беспрекословно. Не мог не повиноваться. Такой был день и такой час.
Ах, боже мой, как я тогда пел. Если бы еще раз в жизни так спеть! Я понял, почувствовал, что мой голос наполняет все огромное здание и сотрясает его. Но от конфуза, от робости первые слова я почти прошептал:
Во Францию два гренадера
Из русского плена брели...
И только потом, много лет спустя, я узнал, что так только и можно начать эту очаровательную балладу.
Забыл я о публике. И вот подходит самый страшный момент:
Тут выйдет к тебе, император,
Навстречу твой верный солдат.
О, великий император, бессмертная легенда! Да, да. Я видел его скачущим между могилами ветеранов. Видел его сумрачное, каменное лицо, прекрасное и ужасное, как лик судьбы. Я видел, как разверзались гробницы и великие мертвецы выходили из них, покорные зову вождя.
У меня остекленели волосы на голове, когда я, вдруг во всю мощь своего голоса сотрясая люстры, бросил эти слова в зрительный зал. И публика встала, как один человек... Да, встала!
Ну, конечно, аплодисменты и всякая такая чертовщина. Сергей Васильевич жмет мои руки. Газетный сотрудник вьется вокруг меня с записной книжкой. Незнакомые дамы поздравляют.
Но вот что меня поразило и растрогало до глубины сердца. Выхожу я в полутемный коридор, что ведет в артистическую. Руки влажны и холодные. Голова горит. В горле сухо. Как в бреду. И вдруг кто-то прижимается ко мне и плачет у меня на груди, под мышку мне. Гляжу – Цепетович. "Ангел мой... дорогой... я никогда не смел думать, что ты... Что ты так талантлив... Прости меня... Какой у тебя путь впереди!"
Он умер, и потому я о нем рассказываю так свободно... Но он, только он толкнул меня на путь, где тернии переплетаются с розами. Толкнул потому, что его словам я поверил всеми недрами моей души.
Исподтишка, прикрыв глаза ладонью, через щелочку между пальцами, я наблюдал этого изумительного русского артиста Федора Шаляпина. Большой, мускулистый, крепкий, белотелый, с видом простого складного русского парня. Белоресницый. Русые волосы лежат крупными волнами. Глубоко вырезанные ноздри. Наружность сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претвориться в самый неожиданный сказочный образ.
Только час тому назад из театральной ложи я видел не его, а подлинного Иоанна Грозного, который под звон колоколов, при реве огромной толпы, въехал на площадь города Пскова, что перед собором. Под ним был старый белый рослый конь. И странен был вид легендарного тирана. Маленький, сухонький старичок, с козлиной бородкой, с узкоглазым подозрительным, изжеванным татарским лицом, в серой кольчуге, утомленный длинным походом, снедаемый сотнями хронических болезней, развратник, кровопийца, женолюб и женоненавистник, интриган, трус, умница, ханжа и безбожник.
Над собором в дымных пепельно-оранжевых облаках катилась луна. И я всем сердцем ощутил темный ужас, овладевший коленопреклоненными псковитянами, о которых Грозный потом упомянет со свойственным ему простодушным цинизмом и едким краткословием: "Имена же их ты, господи, веси".
"Каким чудом, – думал я, – может человек, обыкновенный смертный человек, достигнуть такой силы перевоплощения. И где граница между восторгом искусства и муками исканий? Вот сейчас я гляжу на него, и мне кажется, что он говорит почти механически, он улыбается, шутит, отвечает трем сразу, а всеми мыслями и до сих пор еще там, на сцене, где такими уродливыми кажутся вблизи прекрасные декорации, где слепит глаза свет рампы, играет взыскательный оркестр, поет непослушный хор, угрожает капельмейстерская палочка, шипит голос суфлера и шевелится черная бездна зрителей – то обожаемое и презираемое, милостивое и щедрое тысячеглавое животное, которому имя – публика.
И как должны быть сладки для творцов немногие минуты полного удовлетворенного отдыха после совершенного радостно-тяжелого подвига? Недаром же Пушкин, закончив монолог Пимена и поставив последнюю точку, взволнованно бегал взад и вперед по комнате, потирал руки и один в своей гениальной ребячливости хвалил сам себя: "Вот так Пушкин, вот молодец!"
Лениво-лениво рассказывает артист о первых своих успехах в La Scala в Милане. Оговаривается, что история эта давняя, почти всем известная история его дерзкой победы не только над избалованной и придирчивой миланской публикой, но и над соперниками, над хором, оркестром, клакой и газетами.
Но вот он оживился, забыл даже о давно желанной, выпрошенной папиросе, глаза его блестят юношеским задором, и опять перед нами новый человек. Ему двадцать пять лет, он полон здоровья, внутреннего пыла и кипения, беззаботный и проказливый, бродит он, подобно всем талантливым мятежным русским людям, по городам, рекам и дорогам своей великой несуразной родины, все видит, всему учится и точно разыскивает сам себя.
– Попал я тогда в один приволжский городишко. В хор. Понятно, в хоре не разойдешься. Да еще имея такой неблагодарный инструмент, как бас. Ни размеров своего голоса, ни его качеств я тогда еще не знал. Да и как их узнаешь, если тебе все время приходится служить фоном, рамкой или, скажем, основой ковра, на котором вышивает узоры сладкоголосый тенор или колоратурное сопрано?
А петь мне хотелось ужас как! До боли! Бывало, прислушиваюсь к Мефистофелю, или к Марселю, или к Мельнику и все думаю: нет, это не то, я бы сделал это не так, а вот этак... Но много романсов и арий я все-таки разучивал... так... для себя... для собственного удовольствия.
Потихоньку разучивал от товарищей-хористов. Потому что это народ чрезвычайно добродушный и хорошие товарищи, но большие охальники. Задразнить и высмеять человека им ничего не стоит. А народ все тертый, языкатый, меткий на словечко и на прозвище. Мистификаторы. Да и то сказать. Нелегкая их жизнь. Бедность... неудачливая карьера... а тут же рядом чей-нибудь громадный успех и часто совсем незаслуженный. И всегда гложет мысль – почему же не мне эти лавры? Где справедливость? Вот почему я и побаивался своих товарищей.
А меня как раз и ожидал в то время мой счастливый случай. Ходил, видите ли, к нам в театр один местный меценат, богатый человек, страстный любитель музыки. Старик. Конечно, дилетант, но с очень тонким слухом и со вкусом.
И я давно уже замечал, что он на репетициях и на спектаклях очень внимательно ко мне приглядывается и прислушивается. Даже стесняло меня это немножко. И вот однажды после репетиции сталкиваемся мы в коридоре и идем вместе. Он меня вдруг спрашивает:
"Послушайте, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступить на эстраде? Хотя бы так, для опыта? Ведь, наверно, у вас есть что-нибудь готовое, любимое?" Я ему, конечно, и признался в своих тайных стремлениях. И сердце у меня, помню, тогда екало, как никогда в жизни.
"Да вот чего же лучше? – говорит он мне. – Через две недели у нас будет большой благотворительный концерт в дворянском собрании. А я вас сегодня же поставлю на афишу. Фрака нет? Это пустяки. Правда, на такого верзилу трудновато будет найти... Но ничего... Это мы сделаем как-нибудь. Главное, не оробеете ли?"
– "Оробею, – говорю. – Знаю себя: голос сядет... Да на эстраде не знаешь, куда и руки девать... Боюсь, Сергей Васильевич, пустое мы затеваем... Я-то провалюсь, это ничего... Я вытерплю, а вот вам за меня стыдно будет... Как вы думаете?" – "Ладно, – отвечает, – мой риск, мой ответ. С богом! В холодную реку лезть надо не понемногу, а так... бух каштан в воду, и дело с концом. Я лично враг всяких подъемных мер и средств. Но вот вам мой совет. Попробуйте принять перед концертом гоголь-моголь".
С этим мы расстались. Я шел домой и думал: "Гоголь-моголь... хорошо ему говорить такие слова. Но что это за штука таинственная и из чего она делается?"
Промаялся я с этой загадкой чуть ли не до самого вечера. И чем ближе к концерту, тем все больше волнуюсь. Наконец решился зайти к товарищу, к Цепетовичу. Это был мрачный бас, тихий пьяница, и, вероятно, если бы судьба ему улыбнулась, он был бы хорош в ролях наемных убийц. А в тот вечер, когда я навестил его, уже висели на всех заборах и в лучших магазинах красные афиши с программой концерта.
Правда, мое имя было напечатано петитом, и за мной следовало: и др. Но, понимаете ли, как кружится голова, когда видишь впервые свое имя на афише, набранное печатными буквами.
И вот пришел я к Цепетовичу и сказал: "Да, брат. Видишь, тебя на концерты небось не приглашают, а меня пригласили... в самое дворянское собрание", – "Ну, так что ж? – ответил он спокойно и показал рукой на стол. – Это водка. Это котлеты. Это яблоки. Подкрепись, концертант... Дальше?"
– "Во фраке я буду. И с нотами в руках". – "Ну?" – "Не нукай. Не запряг. А когда ты добьешься такой чести? Так в хоре и сгниешь... Гоголь-моголь, между прочим, буду принимать". – "Ну, так что ж?" – "Вот и то-то ж". – "Гоголь-моголь? Это вещь серьезная и не дешевая". – "Понимаешь ли ты что-нибудь в гоголях-моголях? Куда тебе..."
И вдруг этот спокойный человек рассердился: "Я не понимаю? Дурак! Гоголь-моголь делается просто. Берется коньяк, сахар, лимон, яйца. И все. И вообще, пошел вон. Не отягощай меня своим глупым обществом" (у него была привычка выражаться в высоком стиле).
Я ушел. Я был ему бесконечно благодарен. Итак... Гоголь-моголь... Яйца... Лимон... Сахар... Коньяк... Черт возьми, как бы не спутаться...
У меня в то время были завалящие три рубля, о которых я как будто забыл, сам перед собою притворялся, берег на крайний случай. Купил я полбутылки коньяку за девяносто копеек [бутылки тогда были по 0,8 литра - Прим. Supercook ru]. Два лимона, фунт сахара. Пяток крутых печеных яиц. И все это добросовестно проглотил.
Но опьянел. Вы сами знаете, что я ненавижу пьяниц. Но тогда, с непривычки, был хмелен, что греха таить? И сказал сам себе: что будет, то будет.
Взбираюсь по лестнице. Мраморные ступени. Красная дорожка. Светло. Пахнет духами. Тропические растения. Сергей Васильевич встречает меня наверху: "Дорогой мой, не слишком ли вы? Разве можно! Зачем?" И тут же в огромном от пола до потолка зеркале я вижу высокого человека в черной, фрачной одежде, с чужого плеча, с белым вырезом на груди. Вижу бледное лицо и глаза, которые сияют так неестественно, так остро и возбужденно. Я или не я?
Как я дождался своего выхода – не помню. Помню только, что сидел в глубоком кресле и коленка о коленку у меня стучали. Наконец позвали меня. Вышел. Зала полнешенька. Фраки, мундиры, дамские светлые платья, веера, афиши, теплота, женские розовые плечи, блеск, прически, движение какое-то, шелест, мелькание, ропот...
Аккомпанировать мне должен был наш хормейстер. Очень строгий человек. А рояль врал на четверть тона. И сразу я как будто бы позабыл все мои разученные романсы.
Говорю Карлу Юльевичу:
– Держите: "Во Францию два гренадера..."
Он послушался. Удивился, но послушался беспрекословно. Не мог не повиноваться. Такой был день и такой час.
Ах, боже мой, как я тогда пел. Если бы еще раз в жизни так спеть! Я понял, почувствовал, что мой голос наполняет все огромное здание и сотрясает его. Но от конфуза, от робости первые слова я почти прошептал:
Во Францию два гренадера
Из русского плена брели...
И только потом, много лет спустя, я узнал, что так только и можно начать эту очаровательную балладу.
Забыл я о публике. И вот подходит самый страшный момент:
Тут выйдет к тебе, император,
Навстречу твой верный солдат.
О, великий император, бессмертная легенда! Да, да. Я видел его скачущим между могилами ветеранов. Видел его сумрачное, каменное лицо, прекрасное и ужасное, как лик судьбы. Я видел, как разверзались гробницы и великие мертвецы выходили из них, покорные зову вождя.
У меня остекленели волосы на голове, когда я, вдруг во всю мощь своего голоса сотрясая люстры, бросил эти слова в зрительный зал. И публика встала, как один человек... Да, встала!
Ну, конечно, аплодисменты и всякая такая чертовщина. Сергей Васильевич жмет мои руки. Газетный сотрудник вьется вокруг меня с записной книжкой. Незнакомые дамы поздравляют.
Но вот что меня поразило и растрогало до глубины сердца. Выхожу я в полутемный коридор, что ведет в артистическую. Руки влажны и холодные. Голова горит. В горле сухо. Как в бреду. И вдруг кто-то прижимается ко мне и плачет у меня на груди, под мышку мне. Гляжу – Цепетович. "Ангел мой... дорогой... я никогда не смел думать, что ты... Что ты так талантлив... Прости меня... Какой у тебя путь впереди!"
Он умер, и потому я о нем рассказываю так свободно... Но он, только он толкнул меня на путь, где тернии переплетаются с розами. Толкнул потому, что его словам я поверил всеми недрами моей души.
Приложение
Перевод старорусских мер исчисления веса и объема на современные
Перевод старорусских мер исчисления веса и объема на современные
МЕРЫ ВЕСА
МЕРЫ ОБЪЕМА
- 1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг
- 1 фунт = 32 лота = 0,409 кг
- 1 лот = 3 золотника = 12,8 г
- 1 золотник = 96 долей = 4,27 г
- 1 доля = 1/96 золотника = 44,43 мг
МЕРЫ ОБЪЕМА
- 1 гарнец = 1/4 ведра = 1/8 четверика = 3,28 л
(в гарнец вмещается 14 фунтов меда; 1 русский фунт - 409 г) - 1 четверик = 8 гарнцев = 2 ведра = 26,24 л
- 1 бутылка (винная) = 1/16 ведра = 0,77 л
- 1 бутылка (водочная) = 1/20 ведра = 0,624 л
- 1 штоф = 2 бутылки = 10 чарок = 1,23 л
- 1 чарка = 1/10 штофа = 2 шкалика = 0,123 г
- 1 шкалик (косушка) = 1/2 чарки = 0,06 л
- 8 фунтов = 16 стаканов = 4 кварты = 1 гарнец
- 2 фунта = 4 стакана = 1 кварта = 1/4 гарнца
- 1 фунт = 2 стакана = 16 столовых ложек
- 1/2 фунта = 1 стакан = 8 столовых ложек
- 1/4 фунта = 1/2 стакана = 4 ст. ложки = 8 лотов
- 1/8 фунта = 1/4 стакана = 2 ст. ложки = 4 лота
- 1/16 фунта = 1/8 стакана = 1 ст. ложка = 2 лота
Источник: http://supercook.ru/rus-napitki/rus-napitki-07.html
Гоголь-могольЯйца тщательно моют в содовом растворе, затем в большом количестве воды. После этого... |
Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями. Мы будем Вам очень признательны.
- Оценить
- Поделиться
- Получить код
- Ошибка!
- Печать
Комментарии к статье отсутствуют