← Вернуться к разделу «О вине (18+)»
← Вернуться к разделу «О вине (18+)»
Вино…Откуда оно взялось на нашей земле?
0
Добавить в любимое...
На этот вопрос так и нет точного ответа. Существует огромное количество легенд о происхождении виноградной лозы. Веками вино было в мистическом ореоле.
На лавры первооткрывателей претендуют сразу несколько народов, которые опираются на мифы, легенды и результаты археологических раскопок.
Большинство исследователей считают, что рождение вина состоялось 7000-8000 тысяч лет тому назад на Кавказе - именно там, где, согласно Библии, Ной посадил первый виноградник после того, как его ковчег пристал к горе Арарат.
Греческая легенда присваивает факт открытия виноградной лозы пастуху по имени Эстафилос, который, отправившись на поиски пропавшей овцы, обнаружил ее, поедающую виноградные листья. Пастух собрал с лозы несколько доселе неизвестных плодов, отнес их своему хозяину Ойносу, который выжал из плодов сок. Сок со временем становился все ароматнее и таким образом получилось вино.
В Персии существует своя легенда о происхождении вина и винограда: говорят, что однажды, когда царь Джамшид отдыхал под тенью своего шатра и наблюдал за процессом обучения своих лучников, то его отвлекла некая сцена, происходившая неподалеку. Большая птица задыхалась в пасти огромной змеи. Царь приказал своим лучникам немедленно убить змею. Одним метким выстрелом змея была поражена в голову. Освобожденная птица вырвалась из пасти мертвой змеи и подлетела к ногам властителя Персии и выронила перед ним из клюва несколько зернышек, которые скоро проросли. Из зернышек выросли ветвистые деревья, давшие множество плодов. Царь Джамшид очень любил сок этих плодов, но однажды ему принесли чуть подкисший сок, царь рассердился и приказал его спрятать. Прошло несколько месяцев… Одна прекрасная рабыня, любимица царя, стала страдать нестерпимыми головными болями и возжелала умереть. Обнаружив отвергнутую царем бутылку с соком, рабыня выпила все до дна. Естественно, она упала без чувств и после долгих бессонных ночей проспала несколько дней, а когда проснулась, то стала бодрой и здоровой. Весть о чудесном исцелении дошла до ушей царя, и он провозгласил прокисший сок удивительных плодов "царским лекарством".
В древнем миру вино было довольно распространенным напитком: его делали в Египте, Вавилоне, Финикии, Греции, Персии и во многих других странах, даже таких экзотических, как Индия и Китай. Наиболее часто вино становилось предметом религиозного культа, и в пантеонах древних религий неизменно присутствовали его божества: довольно назвать Осириса, Диониса и Вакха.
Бог Дионисий – покровитель виноградарства и виноделия – решил однажды спуститься с Олимпа и посмотреть, как живут люди на земле. Долго бродил он по горам и долинам. К концу дня утомился и подошел к пастухам, решив возле них отдохнуть. Пастухи, не зная, кто это, угостили Дионисия сыром, напоили молоком. Отдохнувший и довольный Дионисий решил отблагодарить людей, он взял гроздь винограда, выдавил из нее сок в кувшин, который затем поставил под куст. Сок перебродил, превратился в вино, и Дионисий угостил им пастухов. Так появилось на земле виноделие.
В «Песне песней» царя Израиля и Иудеи Соломона, в состав которой вошли древние и свадебные песни, прославлявшие природу, человеческую красоту, любовь, виноград и вино упоминаются более двадцати раз.
По сюжету более поздней иллирийской легенды, связавшей библейского Ноя и Диониса, тайну приготовления вина «открыл» Ною козел, который наелся диких плодов винограда и, охмелев, начал бодать других животных. После чего Ной и высадил виноград, а из сока плодов добыл вино.
Первым, кто изготовил вино, отжимая ягоды винограда руками, был Дионис:
Самознающий боже без виноградной давильни,
Гроздие в длани принявши, ягоды жать начинает
Плотно и крепко перстами, на свет обильное бремя
Гроздьев винных выводит, лозы смарагдовоалой
Сладостнокрепкий напиток!
И белоснежные пальцы
Льющего хмель Диониса от крови багрянца алеют.
Рог быка он хватает и сладостнокрепкий отжаток
Вакх в уста проливает, вино испробовав первым,
После отведав и ягод... (XII, 198-206).
Существует легенда, связавшая виноградную лозу с именем Бахуса, который, путешествуя в Наксос, увидел удивительное растение и захотел перенести его к себе на родину. В руках божественного юноши растение начало быстро расти. Желая спасти его от зноя, он вложил росток сначала в птичью косточку, затем в львиную кость, а после в ослиную. Корни растения обвили все кости, и Бахусу пришлось высадить его вместе с ними. Лоза выросла и дала плоды, Бахус собрал первый урожай, выдавил сок и получил вино, которым он стал услаждать людей. На пьющих напиток действовал необыкновенным образом: они сначала пели, как птицы, затем становились сильными, как львы, а после опускали голову, как ослы.
Виноградарство как отрасль хозяйства относится, по меньшей мере, к эпохе энеолита и бронзового века. Первые виноградарские ножи, найденные в различных винодельческих областях Причерноморья и Средиземноморья, были изготовлены из меди или бронзы. Характерно, что Дионис в мифах срезал гроздья винограда тирсом с острием «меднозданным и медножальным». Так что на белом свете очень много удивительных историй о первых винодельнях и виноделах.
В Иране, неподалеку от границы с Турцией и Ираком, археологи нашла сосуд изготовленный за 5400-5000 лет до нашей эры. На дне его ученые обнаружили затвердевшие остатки вина - самого древнего в мире.
Вино было произведено во времена, когда сельское хозяйство и постоянные поселения человека только начали зарождаться. Таким образом, развитие цивилизации и виноделия происходило одновременно.
Подлинными мастерами виноделия были древние египтяне, что подтверждается многочисленными картинами, находящимися в гробницах. На них изображены сцены ухода за виноградной лозой, сбора урожая, производства вина. На амфорах наклеены этикетки с указанием владельца и года урожая - точь-в-точь, как это делаем мы на современных винных этикетках.
Римляне позаимствовали технологию виноградарства и виноделия у греков. В римское время производство вина еще более возросло, а в императорскую эпоху виноделие распространилось по всем провинциям империи. В этот период наиболее ценились греческое хиосское вино (с острова Хиос в Эгейском море у побережья Малой Азии) и италийское фалернское (из винодельческой области Фалернус в Северной Кампании).
Римские мастера значительно усовершенствовали технологию винопроизводства, разработав технику брожения и выдержки вина на солнце, научившись длительной выдержке вина в амфорах.
У Горация встречается упоминание о шестидесятилетнем вине, а у Плиния Старшего - даже о вине двухвековой давности. В это можно поверить, потому что современные сладкие крепкие вина типа сотерна или хереса только улучшаются при столетней выдержке. Римляне пили ароматизированные вина, такие вина применялись в кулинарии.
В римское время торговля вином была привилегией Италии, она поддерживалась до тех пор, пока император Проб не разрешил неограниченное разведение винограда и торговлю вином. Экспорт вина из Италии проникал во все уголки древнего мира, достигая Скандинавии и Индии. Кельты, например, отдавали раба за амфору высококачественного вина. Рабы-виноградари ценились втрое выше рабов других профессий. Потребление вина было очень большим, даже раб получал каждый день не менее 600 мл. легкого дешевого вина из виноградных выжимок. Питье сопровождалось ритуалами, сходными с греческими.
В Древнем Риме пить вино разрешалось только мужчинам старше тридцати лет.
За пределами Италии первые виноградники возникли в Галлии за 600-700 лет до н.э., но там виноград разводили, по-видимому для еды. Тем не менее, уже в I веке вино в Галлии завоевало популярность и производилось в очень больших количествах.
Виноделие развивалось не только в Галлии. Наряду с сортами, завезенными из Италии, во многих районах Европы население окультуривало дикий виноград. Это долины Роны, Рейна, Дуная и другие места. К V веку виноделие так или иначе было известно почти всей Южной и Средней Европе.
Что касается Библии, то многочисленные упоминания в ней вина и виноградников свидетельствуют уже о более высокой степени развития сельского хозяйства. Библия упоминает вино, как установили дотошные исследователи, по крайней мере 521 раз.
Вино, считавшееся в древности даром богов, превратилось позже в символ жизненной силы. Оно традиционно имеет особое значение в религиозных церемониях как символ крови и знак божественного влияния.
По христианскому вероисповеданию вино, используемое при таинстве причастия и отождествляемое с кровью Господней, позволяет человеку приобщиться к божественной благодати. Иисус Христос, взявши чашу с вином, произнес: "Сие есть кровь моя".
Мусульманские традиции винопитие не поощряют. Однако в Коране написано: «Обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить.»
Буддийское учение включает воздержание от горячительных напитков в пять главных моральных требований. Это связано с представлением о том, что бесконечного счастья можно достичь только подавлением желаний. А вот древнейшая мировая религия иудаизм разрешает своим последователям употреблять кошерные вина.
Автор: Наталья Самара
Каппадокия - удивительное место на нашей ЗемлеЛюбопытство – одна из сильнейших человеческих страстей! Желание новых впечатлений ... |
Если Вам понравилась эта статья, пожалуйста, оцените её или поделитесь ею с друзьями. Мы будем Вам очень признательны.
- Оценить
- Поделиться
- Получить код
- Ошибка!
- Печать
Комментарии к статье отсутствуют